Airbus A320-214 авиакомпании Pakistan International Airlines потерпел крушение на подлёте к международному аэропорту Карачи-Джинна, Пакистан. Местные источники сообщают, что на борту находились 91 пассажир и 7 членов экипажа. Самолёт упал недалеко от жилого района Казиамабад (Kaziamabad/Model Colony).
Рейс PK8303 отправился из Лахора в 13:05 по местному времени и должен был прибыть в Карачи около 14:45.
В 14:35 экипаж передал по радиосвязи, что прервал заход на посадку в связи с невыпуском шасси, выполняет обход и просит заход по ILS на взлётно-посадочную полосу 25L. Диспетчер дал команду повернуть налево по курсу 110 и подняться на 2000 футов.
Позже появились сообщения, что при первой попытке самолёт приземлялся с невыпущенными шасси и коснулся поверхности полосы сначала левым двигателем, затем правым, о чём свидетельствуют следы на ВПП и на гондолах — на фотографиях самолёта между первым и вторым заходами.
Ещё через четыре минуты рейс был объявлен аварийным: пилоты заявили, что потеряли тягу обоих двигателей и задействовали аварийную турбину. Диспетчер разрешил приземление на обе ВПП (25L и 25R), однако самолёт потерял высоту и столкнулся с бетонными зданиями, после чего разрушился и загорелся. Очевидцы сообщают, что незадолго до падения самолёт «затих».
На земле снесены крыши нескольких строений и множество обломков.
В последние дни перед празднованием Ураза-Байрама (с 24 мая) в Пакистане принято ездить в гости к друзьям и семьям, поэтому трафик оживлён несмотря на коронавирусный кризис. Внутреннее авиасообщение в стране было разрешено несколько дней назад.
Потерпевший крушение Airbus A320-214 авиакомпании Pakistan International Airlines во время второго захода на посадку
Хорошо видны чёрные следы на обоих двигателях
Детали последнего приземления A320ceo
- Дата происшествия: 22 мая 2020 года в 14:45 по местному времени.
- Рейс: внутренний, PK8303 из Лахора, аэропорта Аллама Икбал (LHE), в Карачи, аэропорт Джинна (KHI).
- Пассажиры и экипаж на борту: 91 пассажир (51 мужчина, 31 женщина, 9 детей — Gulf News со ссылкой на заявление авиакомпании), 8 членов экипажа.
- Пострадавшие: 97 человек погибли (включая весь экипаж), 2 пассажира выжили. Жертв в разрушенных зданиях нет.
- Последствия: самолёт получил значительные структурные повреждения и списан.
Предварительные результаты расследования
Оба бортовых самописца (параметрический и голосовой) найдены.
24 мая представитель авиакомпании заявил, что при первом заходе на посадку шасси не были выпущены (полностью или частично). Однако экипаж не отработал стандартные процедуры и, в частности, даже не сообщил об этом диспетчеру. Скорее всего, пилоты оказались морально не готовы к посадке «на брюхо» и, поняв, что двигатели скребут бетон, набрали высоту для второго захода — и затем предупредили о неполадках
Вероятно, повреждения от скольжения по ВПП стали для двигателей критичными (нарушена целостность маслопроводов и/или топливных/масляных насосов), и они оба потеряли тягу.
Примерное место падения самолёта показано красным кругом
Показания METAR на момент происшествия
OPKC 221030Z 22014KT 7000 NSC 35/24 Q1004 NOSIG=
OPKC 220955Z 24011KT 7000 NSC 35/24 Q1004 NOSIG=
OPKC 220925Z 24011KT 7000 NSC 35/24 Q1004 NOSIG=
OPKC 220825Z 24012KT 7000 NSC 36/24 Q1005 NOSIG=
История самолёта
Airbus A320-214 собран в Тулузе, департамент Верхняя Гаронна, и совершил свой первый полёт 17 августа 2004 года (15,8 лет назад). Двигатели, как следует из его цифрового кода, — CFM International CFM56-5B4/P.
Был оплачен GE Capital Aviation Services и передан China Eastern Airlines (MU), где проработал десять лет без значимых происшествий; по незначительным данных нет.
В июне 2014 года возвращён арендодателю и сдан в лизинг повторно — в Pakistan International.
При эксплуатации у этого пользователя известны два происшествия:
- 5 сентября 2017 года при выполнении рейса PK296 из Рахим-Яр-Хана (RYK) в Лахор и подлёте к аэропорту назначения экипаж сообщил диспетчерам об отказе гидравлики. Применив альтернативный выпуск шасси (крышки отсеков разблокируются, раскрываются, а шасси выпадают под действием силы тяжести), пилоты благополучно приземлили самолёт на ВПП 36R. Однако покинуть её самостоятельно авиалайнер не смог из-за проблем ещё и с реверсами тяги, и был отбуксирован на перрон примерно через 30 минут.
- 4 сентября 2018 года выполнявший рейс PK764 из Джидды (JED) в Фейсалабад (LYP) со 154 пассажирами на борту самолёт при подлёте к ВПП 03 аэропорта назначения врезался в птицу — она ударила в нос. Посадка прошла благополучно, но обтекатель требовал ремонта: для этого авиалайнер оставался на земле в течение семи часов.
23 мая 2020 года инженерный отдел авиакомпании сообщил, что самолёт в последний раз был проверен 21 марта 2020 года и с тех пор отработал 8 циклов (взлёт/посадка), последний перед аварийным полётом был 21 мая.
Левый двигатель был установлен на 25 февраля 2019 года, правый — 27 марта 2019 года. Все три стойки шасси были установлены 18 октября 2014 года. За почти 16 лет эксплуатации самолёт провёл в полёте 47 124 часов.
Катастрофы Pakistan International Airlines
Национальный перевозчик Пакистана — одна из самых аварийных в мире авиакомпаний.
С момента своего основания в конце 1946 года она потеряла 32 самолёта, в катастрофах погибли 749 человек (без учёта рейса PK8303) и ещё 4 — в происшествиях, не связанных с разрушением воздушного судна.
Крупнейшими были:
- 20 мая 1965 года, рейс PK705 из Карачи в Лондон с промежуточными остановками — Boeing 720-040B при заходе на посадку в аэропорту Каира столкнулся с землёй. Причина «провала» под глиссаду осталась не выясненной. Погиб весь экипаж, 13 человек, и 108 пассажиров. 6 пассажиров выжили.
- 26 ноября 1979 года, рейс PK740 из Джидды в Карачи — Boeing 707-340C врезался в холм в нескольких десятках километров от Джидды, когда экипаж попытался вернуться для аварийной посадки.
Вскоре после взлёта в хвостовой части самолёта возник пожар, причиной которого называют либо протечку и воспламенение топлива переносной печки (паломники умры возвращались домой), либо короткое замыкание в электросети. Однако вторую версию отвергли из-за очень быстрого распространения пламени. Далее, как считается, на борту началась паника. Погибли все 11 членов экипажа и все 145 пассажиров. - 28 сентября 1992 года, рейс PK268 из Карачи в Катманду — Airbus A300B4-203 врезался в склон горы при посадке в аэропорту назначения. Тогда расследование пришло к выводу, что один или оба пилота последовательно не соблюдали процедуру захода на посадку и ошиблись в определении положения самолёта в затянутой туманом долине Катманду. Почему так произошло, не определили, потому что записей переговоров пилотов не нашли.
Погибли все 19 членов экипажа и все 148 пассажиров.
Список пассажиров рейса PK8303
Gulf News выложило в открытый доступ список пассажиров разбившегося в Карачи самолёта:
Список пассажиров рейса PK8303 авиакомпании Pakistan International Airlines от 22 мая 2020 года
Пассажиры PK8303, продолжение списка
Кадры очевидцев
Lahore-Karachi bound PIA plane crashes near Malir Cantt. pic.twitter.com/4BbV6A5YR8
— Fazil Jamili (@faziljamili) May 22, 2020
#PIA plane crashed on Residential Area of Kaziamabad-Model Colony just opposite of Karachi Airport. initial news says 91 passengers were boarding in plane. pic.twitter.com/7jKSoBp6RT
— Javed Nayab Laghari (@JavedNLaghari) May 22, 2020
#BREAKING: A passenger plane of Pakistan International Airlines (PIA) crashed on Friday afternoon in Pakistan’s southern port city of Karachi, local media reported. There are no reports about how many passengers were on board. pic.twitter.com/IidKYcckFd
— Global Times (@globaltimesnews) May 22, 2020
Breaking News
Lahore Se Karachi Aanay Wala PIA Ka Tayyara (Flight PK-303) Karachi Airport Ke Qareeb Gir Ker Tabah pic.twitter.com/UDD2anJihD— Aziz Ali Bijarani🇵🇰 (@SuchNewsFast) May 22, 2020
Shocking CCTV footage shows #PIAPlaneCrash crashing in a residential area of Karachi, Pakistan.pic.twitter.com/Lny2vIhZCa
— Ahmer Khan (@ahmermkhan) May 22, 2020