Два португальских военных самолёта сопровождали Embraer 190 авиакомпании Air Astana (KC) в воздушном пространстве своей страны, так как пилоты пассажирского авиалайнера зафиксировали серьёзные технические неполадки и готовились к посадке на воду.
Инцидент произошёл 11 ноября, первое сообщение о проблемах было передано в 13:32 по местному времени (Гринвичу).
Подробности
Embraer 190 прибыл на португальскую авиабазу Алверка 2 октября для прохождения планового ежегодного техобслуживания (С-check) в компании OGMA – Indústria Aeronáutica de Portugal. 11 ноября он перегонялся обратно через Минск в Алма-Ату. На борту находились три пилота и три инженера, коммерческих пассажиров не было.
По данным португальской газеты Publico, вскоре после вылета экипаж запросил экстренную посадку, так как самолёт управлялся некорректно, и находящиеся на борту люди временами испытывали интенсивные перегрузки. Вероятным решением было приводнение в русле реки Тежу или в океане, в связи с чем для сопровождения рейса были подняты два истребителя F-16.
Мы просим разрешения приземлиться в воду, в воду! Самолёт неуправляемый!..
Цитата переговоров пилотов Air Astana и диспетчеров аэропорта Лиссабона
Несмотря на отсутствие предупреждений об отказах системы, экипаж принял решение активировать режим прямого управления рулями высоты, направления и интерцепторами. Это несколько нормализовало ситуацию и позволило дотянуть до малоиспользуемого аэродрома двойного назначения Бежа (BYJ) — бывшей немецкой военной базы.
Здесь для аварийного самолёта предполагалась наиболее длинная асфальтовая ВПП 19R в 3 450 метров, но выйти на её глиссаду не удалось. Тем не менее, с третьего захода приземление на более короткой ВПП 19L (2 951 метр) прошло относительно успешно.
Причины и последствия
Двоим из трёх пилотов (гражданам Казахстана и Соединённого Королевства) потребовалась кратковременная госпитализация с симптомами тревожного расстройства у одного и лёгкими ушибами у другого.
Первичное же обследование воздушного судна показало, что самолёт испытал значительные отклонения поперечной статической устойчивости в неблагоприятных погодных условиях. Наиболее вероятно, из-за сбоя в системе управления. Что, в свою очередь, могло быть вызвано ошибочными действиями персонала во время ТО — к такому выводу пока склоняется ведущее расследование Бюро по предотвращению и расследованию несчастных случаев на воздушном и железнодорожном транспорте (Gabinete de Prevenção e Investigação de Acidentes com Aeronaves e de Acidentes Ferroviários, GPIAAF). К разбору обстоятельств подключился и сам бразильский производитель.
Этот лайнер был поставлен Air Astana в 2013 году. Он будет оставаться в Португалии (и не вернётся в Казахстан, соответственно) до выяснения причины инцидента и полного её устранения.
Траектория полёта Embraer 190LR авиакомпании Air Astana во время инцидента с потерей управляемости
Поднятый по тревоге истребитель F-16 во время инцидента с потерей управляемости Embraer 190LR авиакомпании Air Astana
Embraer 190LR авиакомпании Air Astana
Снимок в аэропорту Бежа после инцидента
Снимок в аэропорту Бежа после инцидента с потерей управляемости
Самолёт до инцидента
Снимок от 22 декабря 2013 года в аэропорту Лондон Саусэнд: поставка самолёта от производителя из Сан-Паулу через Тенерифе, Лондон и Актюбинск