Авиационно-транспортная компания
keyboard_arrow_right
keyboard_arrow_right
Пожар при взлёте Boeing 767 компании American Airlines: результаты расследования
Новости и обзоры

Пожар при взлёте Boeing 767 компании American Airlines: результаты расследования

Компания General Electric выпустила предписание авиакомпаниям, эксплуатирующим двигатели CF6, провести регулярную инспекцию первой и второй ступеней турбины высокого давления.

Решение производителя является следствием расследования инцидента от 28 октября 2016 года: отказ двигателя на самолёте Boeing 767-300ER авиакомпании American Airlines в Чикаго.

Кроме того, на основании материалов Национального совета по безопасности на транспорте (National Transportation Safety Board, NTSB), Федеральное управление гражданской авиации США (Federal Aviation Administration, FAA) может издать директиву лётной годности моделей с данным типом силовой установки.

Инцидент

В опубликованных документах NTSB содержится обновлённая информация о несостоявшемся отказе CF6-80C2B6. Разрушение диска второй ступени турбины двигателя произошло в тот момент, когда авиалайнер, направлявшийся в Майами, ускорился примерно до 185 км/ч (100 узлов) на взлётно-посадочной полосе 28R в чикагском международном аэропорту О’Хара (ORD).

Капитан посмотрел на индикатор воздушной скорости, показывавший 80 узлов, и через несколько секунд он услышал «ка-буммм» и почувствовал лёгкий удар. Он описал это как проезд по выбоине на скорости в сто узлов. Далее он заявил, что самолёт затрясся, и у него появилось чувство, будто бы судно накреняется вправо.

из отчёта NTSB

Пилот отменил взлёт и смог остановить лайнер — до конца полосы был ещё 1 151 метр.

Все 161 пассажир и 9 членов экипажа эвакуировались с помощью аварийных трапов. Один человек оказался серьёзно травмирован, 19 получили лёгкие ушибы.

Огонь уничтожил левое крыло и повредил значительную часть фюзеляжа. Авиакомпания списала машину на металлолом.

Boeing 767-323ER авиакомпании American Airlines, бортовой номер N345AN, взлетает из аэропорта Дюссельдорфа 23 августа 2016 года. Примерно два месяца до аварии
Фото Alexander Zur, Planespotters.net

Аварийный Boeing 767-323ER American Airlines в аэропорту Чикаго О’Хара на взлётно-посадочной полосе 28R
28 октября 2016 года

Двигатель General Electric CF6-80C2 в разрезе.
Указаны компоненты, подлежащие ультразвуковой проверке. На аварийном Boeing 767-300 разрушился второй диск турбины высокого давления

Промежуточные результаты расследования

На момент аварии двигатель имел наработку 50 632 часов и 8 120 циклов.

Разрушенный диск разлетелся на фрагменты, и осколки пробили гондолу, вонзившись в фюзеляж и крыло.

Был повреждён «сухой отсек» — зона крыла, свободная от топлива. Этот отсек предусмотрен непосредственно возле креплений гондолы для того, чтобы избежать протекания керосина на горячие участки работающего двигателя. Однако в этом месте проложена основная топливная магистраль, которую прокололи наиболее острые осколки, что и привело к мощному возгоранию.

Металлургическое исследование остатков турбинного диска показало, что трещины в материале появились вследствие «аномалии» под рабочей поверхностью детали.

Расследование не завершено, окончательные причины подлежат уточнению.

Сервисный бюллетень GE, выпущенный в конце июня, рекомендует авиакомпаниям проводить ультразвуковые проверки при регулярных посещениях цехов на всех дисках турбин высокого давления двигателей CF6-80C2, выпущенных до 2000 года. Несмотря на то, что проблема зафиксирована на втором диске, NTSB указывает на сходные нагрузки, действующие и на первый.

Источник проблемы

Расположенная в Хьюстоне, штат Техас, компания Wyman-Gordon производила диски для турбины высокого давления из сплава Inconel 718 (никель-хромовый жаропрочный), который ей поставляла ATI Specialty Materials. С 1970-х годов, момента начала сотрудничества с GE в проекте CF6, насчитывается девять случаев появления трещин или разрушения компонентов из этого материала, хотя к аварии в гражданской авиации это привело лишь с Boeing 767 в 2016 году.

Специалисты NTSB считают, что с 2000 года Inconel 718 стал «значительно чище», поэтому более поздние силовые установки не должны быть подвержены аналогичному риску.

CF6 — очень популярный двигатель для дальнемагистральных широкофюзеляжных самолётов. Его устанавливают на Airbus A300/A310, Airbus A330, Boeing 747, Boeing 767, McDonnell Douglas DC-10 и McDonnell Douglas MD-11. В период между 1984 и 2000 годами было выпущено около 4 000 дисков, что соответствует двум тысячам единицам готовой продукции GE.

Примерно половина из них по разным причинам уже выведены из эксплуатации, оставшаяся тысяча продолжает использоваться на пассажирских и грузовых маршрутах по всему миру.

Происшествия с самолётами American Airlines после 2017 года